Современную гитарную музыку породилрок-н-ролл, знают все, но менее известно, что примерно до начала 60-х годов перегруженный звук в роке гитаристами не употреблялся. Считалось, что электрогитара должна звучать как гитара обычная - просто громче, сочнее и ярче. Любой фон или искажение воспринимались как «срач», как брак настройки звучания. (Справедливости ради стоит сказать, что еще в середине 30-х годов некоторые черные блюзмэны чуть «прифуживали» свои «доски», но это считалось чисто блюзовым выпендрежем и никак не влило на остальные музыкальные стили.)
Понемногу, с развитием гитарной и звукоусилительной техники, гитаристы-новаторы стали экспериментировать с ручками громкости и частоты своих инструментов и «усилков». А это, в свою очередь, повлекло изменение приемов игры, ведь "овердрайв" - не шестиструнка.
Аккомпанирующий состав групп тоже стал подстраиваться под новое звучание и приемы, затем гитара постепенно вышла на первый план и из не самого заметного аккомпанирующего инструмента превратилась в королеву бала, задвигая порой даже вокалиста. Неугомонные экспериментаторы начали обрабатывать перегруженный звук дополнительными приборами - эквалайзером для изменения частоты, фейзером или хорусом для игры с модуляцией, ревербератором для придания глубины - ну и так далее.
Понемногу для плотности и разнообразности партий в группах стали появляться вторые - а там и третьи гитаристы (что по меркам старых музыкантов было просто дикостью), музыка стала упрощаться, но приобретать большую мощь, ритм-секция начала уделять серьезное внимание прокачке общего звучания, в обиход плотно вошли риффы - короче, маховик завертелся. И вертится до сих пор...
Гром греми!!!
Сам термин, которым часто обозначают всю "тяжесть", - металл - пришел из сфер, от музыки довольно далеких. Впервые в культурном контексте словосочетание "heavy metal" применил в романе "Naked Lunch" (1959) легендарный Уильям Берроуз. Он назвал так жесткую, агрессивную, напористую музыку (дело в том, что еще во время Второй Мировой на американском солдатском жаргоне "heavy metal" обозначало артиллерийскую канонаду).
В 1968-м парни из известной американской группы Steppen Wolf в песне "Born to be wild" тоже пели "I like... heavy metal thunder" - и хотя в песне имелись в виду раскаты грома, подобные пальбе из пушек, позже это стало расцениваться как манифест хайратых: "люблю, мол, когда хэви металл гремит". А уж после того, как музобозреватель журнала "Creem" Лэстер Бэнгз использовал в статье словосочетание "heavy metal", эта связка окончательно стала обозначением нового музыкального направления. Уточнение "heavy" в итоге отмерло, но суть-то осталась. Громче, яростнее, оторваннее. Пусть, так сказать, гром гремит и кусты трясутся. От харда к хэви через панк.
Года с 1965-го тяжелые гитары на сцене появляются все чаще и чаще. Группы типа Kinks, Who, Cream, a также составы Джеффа Бека и Джимми Хендрикса стали переосмысливать американский блюз и рок-н-ролл, все более ужесточая и ускоряя его звучание. Таким образом и стал формироваться хард-рок - дедушка современного металла.
Затем в Америке и Англии - основных на тот момент рок-н-ролльных странах - ритмы стали ускоряться еще сильнее, а звучание гитар уплотняться еще больше. Закладывали основы музыки будущего такие парни, как Deep Purple, Budgie, Black Sabbath, AC/DC, а театральность, свойственную металлу вообще, привнесли Элис Купер, T-Rex и, конечно, великие и ужасные Kiss. Считается, что уже в середине 70-х эти ребята играли т.н. "glam-metal", или глэм. Его основные признаки - это именно театрализованность, грим, прически, мощное шоу... Нельзя сказать, что музыка глэмеров была уж очень тяжелой, - но любовь к красочности, различным кладбищенским символам, пафосу и понтам они металлическому року все-таки подарили.
Ближе к концу 70-х, с появлением панк-рока, уже растерявший свою академичность хард-рок и вовсе изменился - музыка стала еще быстрее, еще грязнее и еще громче. И хотя мода на ранний панк быстро прошла, музыкальные идеи остались на сцене: хард-рокеры постепенно изменили свои музыкальные взгляды, и на стыке "нового" хард-рока и "скоростного" панка возникла более жесткая и техничная музыка, чем панк. Основными ее принципами были старые добрые догмы: еще громче, еще быстрее, еще брутальнее. Короче, хард-рок кончился. Начался хэви-металл.
А в чем разница?
Стоит врубиться вот во что: хард-рок в принципе будет полегче, он не такой мрачный, как хэви-металл, не такой пафосный. Хард-рокеры не поют о загробном мире, и вообще они ребята более жизнерадостные. Хард-рок, как правило, гораздо более техничен и сложен музыкально: если в хэви рифф часто является единственной основой для песни, то в харде он просто разнообразит аранжировку и часто просто несет функцию "моста" (бриджа) между припевом и куплетом. Ударные в хард-роке не молотят так часто, гитаристы не чешут так плотно - ну, короче, все подарки от панк-рока достались металлу. А вот хард - музыка более жизнерадостная, более ритмичная и сложная. Каждому свое.
Первопроходцы и пионеры.
Одними из первых альбомов легендарного хеви-металла 80-х стали диски немцев Accept "I`m Rebel" (1979) и англичан Judas Priest "British Steel" (1980). Вслед за ними оформилась целая волна хеви-металла, в которой немалую роль играли британцы - Iron Maiden, Saxon, Motorhead. Затем свои металлисты появились везде: Twisted Sister и Manowar в Америке; Accept, Bonfire, Scorpions в Германии; Trust во Франции, легендарная шведская Europe, чуть позже (1984-1986) - наши "Ария", "Шах", "Черный Обелиск"... Металлическая "зараза" молниеносно распространилась по свету, и тяжелые квинты зазвучали даже в Японии и Индии.
Между прочим, многие из групп тогдашней волны так или иначе использовали хард-роковые наработки 70-х. Например, группа AC/DC пришла в очень тяжелый хэви именно из хард-рока. Поэтому ранние работы металлистов часто называют еще "хард-энд-хэви" (металлизированный хард-рок), поскольку хард-рок и хэви-металл в них в разных пропорциях объединены.
Эволюция продолжается.
Классический Heavy-Metal, породив таких монстров рока, как Iron Maiden, Judas Priest, Twisted Sister, Accept и т.д., быстро осознал себя как мощный и четко сформированный стиль. Он и посейчас остается одним из феноменов массовой культуры - до сих пор такого взрыва популярности и продаж не было практически ни у одного стиля (не берем в расчет поп и диско, эти - всегда вне конкуренции).
Мерзкий и быстрый.
Ускоренная версия heavy-metal с многочисленными гитарными "поливами" была названа Speed-Мetal (от слова "speed" - скорость). В Америке на базе хэви был придуман трэш (thrash-metal), отличающийся отрывистым звучанием гитар, частыми изменениями ритма и рычащими голосами вокалистов. Самые известные трэшеры - Metallica, Megadeth, Anthrax, Kreator и Slayer. Хотите познакомиться с трэшем тех времен - послушай ранние диски Metallica, Anthrax, Metal Church или Bathory.
Мощный и смертельный.
На стыке хэви и спида появился т.н. Power-Metal - это будет помелодичнее и полегче. Упор на красивые мелодии и стихи, пышное и симфоничное звучание.
Более экстремальной смесью трэша и спида стал Death-Metal. В нем особенно много внимания уделяется звучанию - для создания соответствующей атмосферы гитаристы убирают всю среднюю частоту звука, а низкие частоты выставляются на максимум. Главный принцип дэт-металла - никакой попсовой мелодики, никакого пения - только экстремальное звучание, жесткий перегруз и брутальность! Коллективы: Death, Cannibal Corpse, Vader...
В обязательном порядке следует упомянуть так же и Melodic-Death-Metal - в этом течении вполне по-силам выделить мелодию (и совсем не примитивную!) из песни, что бы потом ее напевать. Банды: In Flames, Children Of Bodom, Kalmah, Cadacross, Kalisia, Suidakra, Dark Tranquillity... Самый яркий представитель power-металла - патриархи немецкой сцены Helloween и Gamma Ray. Финской - Stratovarius. Современники: Sonata Arctica, SkyLark, Warmen (проект Янне Вармена - клавишника Children Of Bodom, тоже сюда отнесу), и целая куча других.
Экстирим.
Grindcore/Deathcore. Grindcore - стык панка и трэша. Отцами стиля являются англичане Napalm Death. Характерные черты стиля: очень короткие "песни" - вплоть до 3-5 секунд, максиммум - 2 минуты. Взрывы металлического шума, гитарная и ударная техника на пределе человеческих возможностей, сопровождаемые кровохарканьем в качестве вокала. Тексты песен часто посвящаются социальной и политической несправедливости и прочим подобным вещам. Никого кроме Напалмов не знаю :)
Мрачный и судьбоносный.
Black - "черный", или "мрачный", металл зародился благодаря группе Venom. Собственно, их альбом "Black Metal" (1983) и дал название всему течению. Этот стиль несколько похож на трэш/спид/дэт, но имеет более "размытое" звучание. Здесь тоже не принято особо петь, больше - рычать, однако весьма часто гроулинг сочетается с чистым вокалом (как мужским, так и оперным женским, но это касается прежде всего симфо-блэка). В обычае использовать клавишные для создания фона и иногда для соло. Блэк удачно смешивается с Gothic/Doom металлом, и сегодня это - преимущественно жесткая, но мелодичная музыка с фольклорными мотивами и частым использованием дополнительных музыкальных инструментов. Самые известные на сегодняшний день блэк-металл команды - Cradle Of Filth, Dimmu Borgir, Immortal...
Doom-Metal - своеобразный отпрыск блэк- и дэт-металла. Медленный, мрачный и депрессивный. Единственный неагрессивный, даже расслабленный стиль металла. Здесь велика роль клавишных, часто используются нехарактерные для металлического рока инструменты - флейты, скрипки. Сейчас редко встретишь представителей чистого Doom, больше распространен гибрид Doom и Black - Dark-metal. В стиле Dark-metal лабают Katatonia, Samael, Graveworm (Обязательно послушайте их кавер на Iron Maiden - Fear Of The Dark) и др.
Народный.
Рagan - "языческий" Мetal - основан на обрядовой мелодике дохристианской эпохи северных народов. Часто используются народные инструменты - гусли, балалайки, а также фольклорные мелодические и гармонические ходы. Ну, и соответствующие языческие темы песен. Ярчайшими представителями этого стиля в России являются Северные Врата.
В противоположность ему Classical и Neo-Classical Metal базируется на европейской музыке средних веков - как церковной, так и светской. Строго говоря, металлисты вообще всегда любили классику, уже в самых ранних записях Deep Purple - Лорд (бывший церковный органист) применял полученные навыки, а уж цитату из Бетховена в соло из легендарной песни "Metal Heart" группы Accept не слыхал только глухой.
Готический и прогрессивный.
Современный Gothic-Metal не сильно похож на своих предшественников из конца 80-х, он сильно изменился с выходом The Gathering "Mandylion", Lacrimosa "Inferno" и Wish "Monochrome". Сейчас готик-металл - это более мягкая смесь дэта и дума. Характерные черты - чистый вокал, обилие клавишных, меланхоличная депрессивная атмосфера. Стоит послушать альбомы таких групп, как Lacrimosa, Crematory и MoonSpell. (Хима-Расмуса не будет. 14-15 летние девочки-готки могут начинать орать).
Дети подземелья.
В 90-х годах металл гибридизировался еще больше, причем так называемая "альтернатива" (Alternative-Metal) стала одной из наиболее продаваемых форм металла вообще. Затем металл стал скрещиваться с гранджем (grunge), индустриальной музыкой (industrial) и даже хип-хопом - в плане ритмики. А в конце концов из всей этой мешанины выкристаллизовался самый новый металлический стиль, который так незамысловато и называется - "Новый металл".
Nu-metal, начал формироваться в начале 90-х, с выходом дисков Korn и Deftones. Nu-metal - дитя своего времени - всеяден и беспощаден: в нем, как в блендере, смешивается все - хардкор, рэпкор, трэшкор, грандж, альтернатива и что-нибудь еще по вкусу. Причем все это в итоге приобретает вполне съедобный (для некоторых) вид. А в целом - ботва. Самые известные банды Nu-metal - Korn, Linkin Park, System of a Down, Limp Bizkit, Machine Head, Slipknot, P.O.D. и многие другие.
Лично я к этому стилю не испытываю никаких симпатий. Как и "новые металлисты" к старой школе 60-80-х - архаизм, дескать.